Пятница, 26.04.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [34]
Спорт и здоровый образ жизни [1]
Наука и образование [1]
Это интересно [2]
Творчество учащихся ДМПЛ [1]
О лицее [0]
Мир вокруг нас [3]
Статьи о профессиях [3]
Это нужно знать [0]
Другое... [0]
Поиск
Вход на сайт

Наш опрос
Престижно ли учится в Дубоссарском техникуме?
Всего ответов: 21
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт преподавателя профессиональных модулей И. В. Попова

Быть или не быть... учителем?

Среди множества проблем, которые на сегодняшний день есть в нашем обществе хочется отдельно выделить, как мне кажется, самую главную – проблему института образования и воспитания.  И в частности хочется обратить особое внимание на социальный статус современного педагога.  На какой ступени лестницы социального престижа находится личность, от которой  самым непосредственным образом зависит развитие общества в будущем и благополучие страны?

Скажу прямо – по моим наблюдениям профессия педагога потеряла свое былое  величие и стала одной из самых «неблагополучных» по мнению молодежи. По результатам проведенного мной неофициального опроса выпускников 11-х классов школ города видно, что в университет  хотят поступить и будут подавать документы около 50 % учащихся, т.е. каждый второй.  Из них на педагогические  факультеты  меньше 5 %.  Очень многим учащимся без разницы, на какой факультет поступать. Как они выразились: ” Буду поступать куда легче, мне главное высшее образование, т. е.  диплом, а дальше уже время покажет”.  И никто (быть может мне просто не попались) не сказал, что хочет поступить на учителя начальных классов или преподавателя химии  только потому, что им нравится профессия учителя.

Так что же случилось?  Почему столь уважаемая и престижная профессия в недалеком прошлом  потеряла свой былой авторитет, за каких – то 10 – 15 лет?  В свое время, когда я учился в школе, помню, узнав о том, что по  соседней улице идет учитель я обязательно побегу навстречу поздороваться с ним.  Моя первая учительница была сильной, волевой личностью с твердым характером и по-матерински ласковым подходом к каждому в классе.  Я даже не побоюсь сказать, что она в большей мере была для меня авторитетом, чем родители.  Школа в то время воспитывала настоящих, добрых, культурных, уважающих себя и других людей. Воспитанием и обучением молодежи занималось все общество.  Вежливо и культурно общаться,  уважать традиции, быть честным и достойным членом общества, вести здоровый образ жизни – обо всем этом нас не учили, это все в нас было заложено с самого раннего детства,  а дальше мы только развивали и совершенствовали себя, обучаясь  в школах, училищах, техникумах и институтах.

К сожалению, в первую очередь профессия учителя стала невостребованной среди выпускников по той простой причине, что труд преподавателя очень низко ценится на рынке труда, и на сегодняшнюю зарплату учителя очень трудно жить достойно.  Знаю это не понаслышке, так как и я и супруга работаем в системе народного образования. Оба преподаем. Я в учреждение начального профессионально образования, она в коррекционной школе интернат.  И там и там, в основном (более 70%) детей из неблагополучных, неполных семей или вообще дети сироты. Контингент детей скажем прямо не самый благополучный и условия соответственно не самые благоприятные для спокойной, рутинной педагогической работы.  Хочу сказать, что в массовых школах условия не на много лучше, и очень много учителей в условиях рыночных отношений вынуждены дополнительно заниматься репетиторством и преподавать на дому за дополнительную плату.  Это вынужденный шаг и я не смею осуждать своих коллег  за это. Только вот вопрос, как же так? Почему Вы рекомендуете родителям учеников отдавать детей на дополнительные занятия? Причину Вы указываете, что ребенок не усваивает в полной мере материал на уроке. Согласен. Не все дети вундеркинды и могут осилить на отлично или хорошо иностранный язык или математику. Но какова причина? Ведь в свое время о репетиторстве мы даже и не знали.  И весь материал неплохо усваивали на уроках. Тут два варианта ответа. Первый, самый неприятный, но не исключенный и вполне возможный, это плохое качество преподавания материала на уроках в школе и опять же по 2-м причинам.  Или учитель некомпетентен и не умеет подавать материал в нужной форме так чтобы ученики его поняли, или   (не дай бог) учитель специально халатно преподает в школе для того чтобы привлечь больше учеников к себе на репетиторство.  Последнее время все больше на слуху второй вариант. Много недовольных родителей склоняются к тому что преподаватели специально не объясняют детям материал на уроках только для того чтобы дополнительно заработать на репетиторстве. И вот тут мы возвращаемся опять  к вопросу о былом авторитете учителя? Под влиянием мнения родителей учеников и формируется общественное мнение об учителях.  А большинство родителей недовольны качеством преподавания в школах. А если к этому прибавить возмущение многих родителей по поводу неофициальных ежемесячных сборов денег в этих школах?  Ведь такого не было в то время, когда они учились?  А подарки?  Вы представления не имеете, что я услышал от одного из родителей. На выпускном  балу, учитель попросил ему подарки не дарить и отдать деньгами. Вот он – современный учитель! Во всей красе. А что говорить про тех учителей, которые просят конкретно какой подарок они хотят? Телевизор, микроволновую печь и т.д.  В большинстве случаев виноваты сами родители, которые хотят отблагодарить хорошего учителя и спрашивают что ему надо (якобы чтобы подарить нужную вещь). И тут уж согласитесь, как не соблазнится бедному учителю, и поддаться искушению? И он, понимая, что это, по крайней мере, непрофессионально, заглушая совесть и переступая через принципы (а они у него есть, ведь он воспитывался ещё в старой школе) выдавливает из себя неприятные слова несущие название подарка. Так что судить строго сегодняшнего учителя не стоит. Ему просто не хватает зарплаты и многих из возможно полученных подарков он просто не может себе позволить. Нет. Я их не оправдываю. Не в своих и не в ваших глазах. Я просто хочу сказать, что не у всех из нас хватает духа не сломаться под влиянием  окружающего мира.  И вместо того чтобы отдать все силы на обучение и воспитание полноценного, здорового, культурного, нравственно-развитого и честного подрастающего поколения, вместо того чтобы всеми силами попытаться изменить создавшуюся ситуацию вокруг личности преподавателя, он сам изменятся под влиянием уже сложившейся системы.  Мало кто выдерживает натиск системы и может ей противостоять.  Это уже сложившиеся традиции, если не сказать негласные  законы, которым ты или подчиняешься или тебя "сожрут”. По большому счету я здесь Америк не открывал и нечего нового не написал. Это то, что у каждого на слуху и на языке. Это проблема всего общества, о которой пока все предпочитают молчать. Боюсь даже подумать о том, что руководство, обо всех этих нюансах знает. Знает, но закрывает глаза. И закрывает глаза по той простой причине, что не знает как с этим бороться или же поощряют такой вид взаиморасчетов  между учителем и родителем. Не знаю.  Знаю только, что проблема существует давно, а попыток её решить, пока не наблюдаю.

Есть ещё много других факторов, которые повлияли на потерю своего величия профессии "учитель". И пока государство не обратит свой взор в сторону учителей и не уделит  им достойное внимание, они (учителя) пусть не все, но на своих примерах  будут воспитывать, и обучать соответствующих учеников.  И в каком интересно обществе мы окажемся в скором будущем такими темпами? Не задумывались?



Источник: http://dmpl.ucoz.ru/publ/stati_o_professijakh/byt_ili_ne_byt_uchitelem/8-1-0-60
Категория: Статьи о профессиях | Добавил: starolei (25.04.2012) | Автор: Starolei E W
Просмотров: 4117 | Комментарии: 3 | Теги: ученики, мнение, общество, проблемма, Учитель, профессия
Всего комментариев: 3
avatar
1
ArchAngel написал:

Прочитал. Проблема острая. Автору - не учителем в школу, а скорее учеником. Прежде чем постить, мог бы и прочитать хотябы раз.
А вообще, совершенно непонятно о каком еще мнении может идти речь... Так оно есть, и двигаться будет лишь в сторону регресса. Профессия учителя никогда не была престижной (с финансовой точки зрения). Это призвание - учить людей. Это патриотизм в высшей форме. Это идея, которой остаешься верен всю жизнь. Просто люди раньше были благодарней... И эта благодарность не измерялась микроволновыми печами, а почетом и уважением. Сегодня учителя идут на сделки с совестью, не потому что они такие плохие... Корни нужно искать глубже. Все наше общество такое. Первоклассник идет в школу и он уже ни во что не ставит учителя (ну, родители так воспитали), а учитель... ненавидит свою жизнь, свою работу и в первую очередь этих маленьких, вечно орущих, невоспитанных отпрысков. Педагог реально считает, что он ЗАСЛУЖИЛ этот "подарок", что, по сути, коррупция в самой невинной ее форме.
Не буду больше разглагольствовать. Вот тебе мнение, автор. Я тоже был учителем.
avatar
2
MaG написал:

Соболезную, тема актуальна, что конкретно предлагаете, (Вы пытаетесь решить проблему или просто лишний раз говорите что у преподов воспитателей и нянек самые низкие зп?) для начала предать огласке ? - так все знают...
А так неплохо
____________________________
Как бэ добавлю! Возможно из за низких зарплат, а возможно и по другим причинам, но вот Вы говорили о проблемах педагогов, Когда девушка (пацанка-рас****ка) закончив 9кл и техникум через 3 мес после выпускного становиться преподавателем в этом же техникуме, да и к тому же берет спец предмет (по которому у самой небось "3" ) только потому что у нее там в начальстве (кум, брат, сват или мама)? или потому что ей нужно где то подрабатывать? Помнеццо когда-то чтобы стать педагогом нужно было проучиться лет так 5ть вроде...
добавлю - Министерство образования - (образовательную программу - учебный план, хз как правильно) делают через одно место! Как бы сложно изучать предмет который тесно связан (зависит) (с) от другого(им) предмета(ом), который по плану почему то стоит после 1го?!
avatar
3
KISSa написала:

С чего бы начать... Изменилась сама ячейка общества - семья. Мои родители, к примеру, всегда требовали от меня, чтобы я училась. Нравится или не нравится - это другой вопрос. Но у меня должна быть хорошая успеваемость. И по сути все дети могут учиться. Вопрос лишь в желании. Конечно, есть предметы, которые не даются (физика, химия, тот же ин.яз.), но учиться можно было. Современные дети в массе своей не хотят учиться. Но мои преподаватели всегда объясняли материал. Если ребенок не понимает тему, то он всегда мог подойти к учителю за дополнительными разъяснениями. А сейчас? Интернет все решит. И что далеко ходить? Сколько раз мы здесь видели темы с просьбами решить задачу/пример? И у современных детей сознание все-таки тоже изменилось. Они прекрасно поняли систему рыночных отношений.
Когда я училась в школе у нас оочень мало кто пользовался услугами репетитора. Если и пользовались, то для того, чтобы повысить уровень знания того же иностранного. Я знаю учительницу математики, которая уже 7 лет на пенсии, но у нее постоянно ученики (средняя и старшая школа). И по ее словам дети просто не хотят учиться, прогуливают школу. По сути, каждый ребенок может подделать роспись родителей.
Зарплата... больная тема. Но она низкая (в ПГУ ставка 1400 р). Быть учителем - это не столько профессия, сколько призвание. Нельзя обвинять учителей в том, что они занимаются репетиторством. И, на мой взгляд, главная причина не в том, что плохо объясняется материал, а в том, что дети стали ленивее. Ну, если ребенку интереснее после школы прийти домой и посмотреть дом-2, посидеть в контакте, как его заставить учиться, а родители за границей на заработках. Сильно могут контролировать бабушки и дедушки свое чадо. А с другой стороны... если учитель сам толком не знает предмет? он его не может объяснить, то что требовать от ребенка?
А на счет подарков... ну, с одной стороны, вроде и правильно, что родители спрашивают, особенно понимая, что у учителя в большинстве случаев трудности с деньгами, но с другой стороны, даже сказать нечего. Но деньги больше на взятку смахивают. И в следующий раз учитель становится менее объективным к ребенку.
А само взаимоотношение родитель-учитель? Сомневаюсь, что ты не сталкивался с ненормальными мамашами, которые любят качать права. Понятно, мама убьет за своего ребенка, но есть случаи, когда какая-то молодая мамаша не разобравшись бежит сразу в УНО. И учителей не уважают сами родители. Так что опять-таки требовать с детей?
Хотя у учителей мне не нравится одна особенность, которая есть практически у всех учителей. Идет объяснение нового материала. Например, русский язык, правила морфологического разбора. Дается задание провести разбор и учитель говорит: первые 5 человек получат пятерки. Но говоря это, учитель не думает об индивидуальных особенностях детей: один - шустряк, другой - капуша. И вот решили... начинается беготня. Дети подбегают к учителю, суют тетрадки. И вот преподаватель проверил 5 тетрадок, ставит пятерки... и сидит девочка на задней парте промокнула свои слезки платочком... ну она решила, но не успела на пол минуточки, потому что капуша (наблюдали этот случай на открытом уроке). А в след. раз ребенок даже не попытается решить задание на скорость.
Как-то много слов получилось... [b]
avatar