Современное начальное профобразование переживает кризис, констатируемый СМИ, представителями бизнеса, образовательного сообщества и всеми высокопоставленными чиновниками Приднестровья.
Среди ключевых проблем начального и среднего профобразования работниками образования и экспертами чаще всего называется: - Несоответствие предлагаемых учреждениями НПО перечень специальностей и программ потребностям экономики. - Устарелый парк учебной техники и материально-технического обеспечения образовательного процесса в целом. - Слабость трансляции лучшего опыта между учреждениями НПО. - Фактическое разрушение системы повышения квалификации педагогов, нехватка квалифицированных кадров. Низкая привлекательность начального профессионального образования напрямую связана с его устаревшим содержанием и низким качеством. Отрицательную роль играет и общественная установка - молодежь не хочет получать начальное и среднее профобразование. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Однако государству и Приднестровскому бизнесу не до запугиваний - стране нужны выпускники профессиональных училищ. Основное следствие кризиса - кадровый голод на предприятиях. В условиях экономического подъема чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже о квалифицированных рабочих. Рынок труда наводнен посредственными юристами и экономистами.
Партнерство образования, государства и бизнеса в деле модернизации начального и среднего профобразования
В мировой практике есть целый ряд независимых механизмов оценки качества профобразования: это и профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и общие и предметные тесты, проводимые независимыми компаниями (GRE, GMAT, TOEFL, профессиональные тесты для юристов, бухгалтеров, финансистов), и исследования кадровыми агентствами карьерных достижений выпускников. Поэтому одно из решений проблемы – привлечение работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств. Формы взаимодействий предприятий с инновационными учреждениями НПО и СПО сегодня многообразны. Это организация практик и стажировок на предприятиях , наставничество на предприятиях , социальные программы для привлечения и удержания молодых специалистов, участие в составлении учебных программ и разработке квалификационных требований по специальностям , подготовка мастеров производственного обучения.
Таким образом, при составлении программ образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования нужно предусматривать: 1. комплексность мероприятий, объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, предусматривающих введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей; 2. применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса и обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню; 3. высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством; 4. интеграцию образования и производства; 5. формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.