Участники заседания констатировали, что ситуация с кадрами в области
сельского хозяйства требует серьезного внимания, скорейшего разрешения
имеющихся проблем. По словам начальника Управления профессионального
образования и кадровой политики Министерства просвещения ПМР Сергея
Токарева, как показывает анализ, обеспеченность отрасли кадрами, как в
качественном, так и в количественном отношении заслуживает особого
внимания. «В силу специфики производства и условий жизни в
сельском хозяйстве, кадров всегда не хватало. Аграрные специальности
оказались в самом низу «пирамиды» престижности. Ныне выпускники школ
неохотно идут получать образование в профильные учреждения. Необходимо
создать реальные условия, при которых работа на селе была бы почетной и
достойно оплачиваемой», - подчеркнул Сергей Токарев. Жесткие требования к выпускникам предъявляет сегодня рынок и потенциальные работодатели. Учитывая
сложившуюся ситуацию, как отметил представитель Министерства
просвещения ПМР, педагогические коллективы и организации
профессионального образования должны определить для себя основные
приоритеты подготовки рабочих и специалистов данного направления. На
сегодняшний день подготовка рабочих и специалистов сельскохозяйственного
профиля осуществляется в 6 организациях начального и среднего
профессионального образования, и на аграрно-технологическом факультете
ПГУ им. Т. Г. Шевченко готовят специалистов этого направления с
получением высшего профессионального образования. Сегодня в организациях
НПО и СПО ведется подготовка по 10 профессиям и специальностям и по 8
специальностям ВПО в ПГУ им. Т. Г. Шевченко. Среди профессий - мастер по
техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка,
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в
сельхозпроизводстве, а среди специальностей - механизация сельского
хозяйства, организация фермерского хозяйства, агрономия, финансы в
сельском хозяйстве, ветеринария. Ежегодные контрольные цифры
приема в организации начального и среднего профессионального образования
составляют порядка 250-ти бюджетных мест (по профессиям и
специальностям сельскохозяйственного профиля). Функционируют также
группы, обучение в которых ведется на договорной основе. «План
приема в целом по системе выполнен и даже перевыполнен. Так, из
первоначально утвержденных 245 мест на бюджетную основу принято 290
юношей и девушек», - сказал Сергей Токарев. Он обозначил ряд
проблемных моментов, в частности, устаревшую материально-техническую
базу профильных образовательных учреждений. В организациях начального и
среднего профессионального образования она составляет 80%. Наиболее
острые проблемы - трудоустройство и закрепление молодых кадров на селе.
Как отметил Сергей Токарев, «закрепляемость кадров» составляет лишь
20%. Многие уходят уже через год-два. Причины разные - низкий уровень
оплаты труда, низкий уровень социально-бытовых условий жизни на селе. «Проблема
с распределением выпускников осложняется армией. В среднем сразу после
получения дипломов об окончании обучения порядка 30% молодых людей идут
служить в армию, а значит, не распределяются. К примеру, по профессиям
начального профессионального образования трудоустроено 50% выпускников. В
организациях среднего профессионального образования этот показатель
несколько выше - 68%», - сообщил начальник Управления профессионального
образования и кадровой политики Министерства просвещения ПМР. «На
качество подготовки квалифицированных специалистов влияет и
профессионализм преподавательского состава. К сожалению, финансовые
возможности не всегда позволяют обеспечивать соответствие материально-
технического обеспечения учебного заведения уровню достижений
технического прогресса. Поэтому, вероятно, необходимо создание
ресурсного центра, где преподаватели могли бы повышать квалификацию по
вопросам внедрения новой техники и технологии производства.
Ориентированное на практику обучение позволяет преподавателям знакомить
студентов с лучшими отечественными и зарубежными технологиями
сельскохозяйственного производства, а также овладевать современными
методиками преподавания» - продолжил Сергей Токарев. «Реальное
пополнение отрасли кадрами зависит от профориентационной работы в
сельских школах, так как вполне понятно, что за счет городских жителей
этот показатель не изменить. Необходимо работать, прежде всего, с
сельским населением», - сказал представитель Министерства просвещения. Свои
предложения в этот день озвучили и сами представители профильных
организаций образования, а также представители фирм и предприятий
сельскохозяйственного профиля. В частности, было предложено создать
целевой фонд, в который будет отчисляться по одному рублю ПМР с одного
гектара обрабатываемой пашни. Полученные средства планируется
расходовать для решения имеющихся проблем, к примеру, для улучшения
материально-технической базы организаций образования. Подводя
итоги заседания, вице-президент Приднестровской Молдавской Республики
Александр Королев обратил внимание на две основные проблемы -
материальную обеспеченность и неорганизованность в решении возникающих
вопросов. «Все прозвучавшие сегодня проблемы и предложения будут
собраны и проанализированы. Хочу отметить главное - ваш неравнодушный
подход к имеющейся ситуации с кадрами в области сельского хозяйства», -
подчеркнул Александр Королев. Он добавил, что будет рассмотрена
возможность создания профильного совета, «гибкого и активного органа»,
эксперты которого займутся разрешением имеющихся проблемных вопросов. Пресс-служба Министерства просвещения ПМР |