20 октября Госдума провела общественные слушания по проекту
закона «Об образовании». Рассмотрев очередную, третью версию документа,
участники нашли, что она стала более читабельной, но все еще
не свободной от недостатков.
Обсуждение проекта так называемого образовательного кодекса
продолжается целый год. Многие замечания были учтены. В итоге нынешняя
версия существенно отличается от предыдущих.
Прежде всего, сообщил глава думского Комитета по образованию Григорий
Балыхин, учтены «рекомендации, закрепляющие в законе возможность
семейного образования. Дошкольное же получило статус самостоятельного
уровня образования, однако вопрос о его обязательности остается
открытым. Во-вторых, уровень начального профобразования исключен.
Готовить квалифицированную рабочую силу будут в системе среднего,
а начальное останется его первым уровнем».
Другим важным новшеством стало закрепление в законопроекте
социального статуса учителя. Впервые в нашей истории, подчеркнул
Балыхин, «в тексте закона появится самостоятельная глава
о педагогических работниках и их юридическом статусе, а также будет
закреплено положение, что средняя зарплата учителя не должна быть ниже
средней по экономике региона». Равным образом будет узаконена
периодичность индексации стипендии и права вузов распределять стипендии
социальные.
Академии в России сохранятся: свой статус каждое образовательное
учреждение будет определять и закреплять в уставе само. Но чтобы
не возбуждать умы, типологию образовательных учреждений из текста решено
убрать совсем.
Впрочем, констатировал зампред Комитета Госдумы по образованию Олег
Смолин, «третья версия была обречена на успех — хуже первой просто
ничего не могло быть». Правда, многие изменения к лучшему могут остаться
только на бумаге, опасается депутат: «Все эти социальные гарантии
не закреплены в бюджете. А в ближайшие годы он предполагает
не наращивание, а сокращение расходов на социальную сферу».
Пока обсуждение законопроекта продолжится — так, прямо в ходе
слушаний прозвучали такие важные предложения, как, скажем, принятие
единой базовой ставки для российского учительства (сейчас оплата труда
педагогов различается по регионам в разы). Или установление переходного
периода при введении закона, необходимого для его подкрепления
нормативной базой. Или уточнение прав ребенка на получение бесплатного
дополнительного образования: в нынешней редакции оно приравнивается
ко второму образованию взрослых, а значит, является платным. Однако уже
в ноябре итоги обсуждения будут подведены и доложены Президенту России.