Несколько столичных учебных заведений остались без оценок к концу четверти
Наверное, каждый в детстве грешил тем, что исправлял оценки в
своем дневнике. Более продвинутые школьники вносили правки сразу в
учительский журнал. А те, кому терять было уже нечего, расправлялись со
всем документом: сколько журналов было сожжено или порвано в клочья!
Современные ученики заметно продвинулись в этом отношении: теперь они
одним махом расправились с электронным журналом и с сервером, на котором
хранились данные. В результате нескольким школам накануне каникул
приходится срочно восстанавливать оценки и другую информацию. Героической смертью пал сервер сразу нескольких школ в СВАО Москвы.
Учреждения, на свою беду, решили соригинальничать и отказались
присоединяться к городской информационной системе — ГШИС, где хранятся
данные от большинства столичных школ.
— Каждое учреждение выбирает свой вариант, — рассказывает Дмитрий
Болотов, заместитель директора окружного методического центра при
Управлении образования СВАО. — В школе устанавливается свой сервер или
она может пользоваться услугами различных компаний. Можно подключиться
и к централизованной системе Департамента образования — таких
большинство.
Видимо, именно функция «тотал контроль» прельстила пять школ
в Ростокино и Отрадном: помимо оценок в журнале хранилось и множество
других данных. Например, о том, кто и когда прогулял уроки, какое
задание дали на дом и чьих родителей вызывают на ковер к директору.
Радости школьников не было предела, когда буквально за неделю
до окончания четверти весь компромат неожиданно исчез!
— У нас на сервере просто временные сбои, — самая распространенная
«отмазка» директоров. — В самое ближайшее время неполадки устранят,
вы сможете зайти на сайт и посмотреть все необходимое.
Теоретически восстановить оценки просто: школы обязаны вести еще и бумажный журнал в дополнение к электронному.
Но в трех школах из пяти этот документ игнорировали в той или иной
степени, и учителя теперь восстанавливают оценки, сверяясь
с воспоминаниями и записями в собственных тетрадочках.
— Школы должны вести бумажный журнал как минимум до Нового года, —
поясняет Дмитрий Болотов. — В переходный период учителя только учатся
обращаться с системой, и ошибки неизбежны. Поэтому каждые две недели
необходимо делать резервное сохранение. К тому же школы не переходят
на электронный журнал полностью: сперва это внедряется в нескольких
классах.
Частоту сохранений определяет компания, которая предоставляет школе
услуги. Но некоторые учителя до сих пор не отказались от старой русской
привычки делать все в последний момент. Поэтому из базы данных
мистически испарились отметки за все четвертные контрольные, а две школы
потеряли вообще всю информацию по нескольким параллелям с начала
учебного года.
— Мы сперва не могли попасть на сайт, — радуется шестиклассник Артем
Шмельков. — Потом все последние оценки за месяц исчезли. Так что
я идеальный ученик: ни прогулов, ни опозданий, ни замечаний!
Часть подозрений падает на старшеклассников: чтобы разобраться
с сервером, особые таланты не нужны. С другой стороны, неотработанная
до конца система могла накрыться медным тазом и сама по себе, без
малейших усилий со стороны. Но все-таки скорее всего в случившемся
виноваты сами родители: повышенный интерес к оценкам в конце четверти
и участившиеся запросы обернулись тем, что хакеры зовут DDOS-атакой.
В переводе на человеческий язык, сервер не справился с количеством
запросов и улегся отдохнуть, попутно забыв все последние данные как
страшный сон.
С другой стороны, если подобная неприятность случится с общегородской
системой, то скрипеть зубами будет большинство столичных школ. Так что
окончательно провозглашать торжество технологий пока рановато: бумажный
журнал еще долго будет оставаться истиной в последней инстанции. А чтобы
ученики не «сжигали» базу данных со всем содержимым, чиновникам
придется засесть за учебники по компьютерной безопасности и продумать
дополнительные методы защиты от юных хакеров.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
— Люди должны осознавать, что они учатся ради знаний, а не оценок.
И чтобы избежать махинаций в школах, мы можем взять на вооружение
вузовскую систему: разрешить пересдавать экзамены и растянуть
их во времени. Тогда учащийся не будет нервничать по поводу отметки,
зная, что он всегда может прийти на пересдачу. Также можно говорить
о создании портфолио ученика, в котором будет отражаться полная картина
успеваемости, а не отдельные оценки. |