Минобрнауки и руководство российского правительства ознакомились с
идеей Общественной палаты ввести в стране прикладной бакалавриат —
двух-трех летнее высшее образование. Со временем под него будет выделено
до трети бюджетных мест в вузах, сообщил журналистам глава комиссии
Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов. Престиж высшего образования в России высок как ни в одной другой
стране мира. Надо признать: сплошь и рядом речь идет не о знаниях,
которое оно дает, а о бумажке — дипломе. Но сути дела это не меняет:
именно с высшим образованием наши люди связывают жизненный успех
и только в нем видят социальный лифт наверх. Вот и отказываются отдавать
детей в колледжи, предпочитая самые захудалые вузы с более чем туманной
перспективой последующего трудоустройства.
Итог — переизбыток специалистов с вузовскими дипломами в ущерб
представителям рабочих специальностей и низкое качество набора
на бюджетные места. Причем особенно, как свидетельствуют недавние
исследования Национального исследовательского университета — Высшая
школа экономики в технических вузах. Там, по оценке Ярослава Кузьминова,
творятся жуткие дела: в последнее время чуть ли не нормой стал
проходной бал ЕГЭ по математике в 21 балл. Другими словами, школьная
даже не «тройка», а «двойка», показывающая, что «будущий инженер
не освоил даже школьную программу и способен решить лишь задачи
на четыре простейших арифметических действия».
Особенно плохо, подчеркнул он, дело обстоит на таких направления
подготовки, как «Морское дело», «Эксплуатация водных и воздушных
судов» — там процент двоечников и слабых троечников превысил в этом году
половину набора первокурсников. А это серьезная заявка на человеческий
фактор при будущих энергетических, авиа- и водных катастрофах, начало
которым положено уже в наши дни.
Сложилась парадоксальная ситуация. Вузы штампуют горе-специалистов,
которых никто не берет на работу, а работодатели днем с огнем не могут
найти квалифицированных работников среднего и младшего звена: технологов
и рабочих. Оно и неудивительно: потребности современной экономики
таковы, что этот сектор рабочей силы должен составлять около 60–70% общего выпуска и лишь 30–40% —
выпускники вузов. У нас же дело обстоит прямо противоположным образом.
В итоге до 30% мест рабочих специальностей занимают люди с высшим
образованием. И никто не может справиться со сложившейся ситуацией.
Выход из тупика, по словам Кузьминова, предлагает Общественная
палата: это — «массовый переход на технический бакалавриат. Схема
предельно проста: поступаешь в университет и после двух лет обучения
выбираешь — выпуститься с университетским дипломом технолога или
продолжить учебу по программе университета, ибо пойти поработать,
а потом вернуться доучиваться по программе университета».
Таким образом, разрешаются сразу три главные проблемы. Люди, для
которых принципиально важен диплом о высшем образовании, получают его,
а одновременно — возможность сразу найти работу по специальности. Те же,
кто хотят получить диплом о высшем образовании более высокого уровня,
например, чтобы потом поступить в магистратуру, могут спокойно
доучиваться дальше. Экономика получает квалифицированную рабочую силу
нужного уровня и при этом воспитанную в традициях не среднего или
начального, а вузовского образования. Выиграют и вузы. Ведь если
не «озадачить» их подготовкой кадров среднего звена, к 2020 году
демографический провал лишит их 30–40% студенчества,
и многие будут вынуждены попросту закрыться. Таким образом, предлагаемая
схема должна устроить всех, надеются в Общественной палате.
По расчетам Кузьминова, со временем под прикладной бакалавриат должно
отойти до трети бюджетных мест в вузах (сейчас их около 430 тысяч, или
по 450 мест на каждую тысячу выпускников школы). И шанс, что это
произойдет, высок: предложение «уже обсуждено
в Минобрнауке и с руководством правительства».
Особого отторжения в обществе авторы идеи не опасаются. Просто
принимать новую схему, по словам Кузьминова, «надо в пакете с повышением
ставки вузовского преподавателя до средней зарплаты по экономике.
Причем речь идет не об общих заработках, включая совместительство
и дополнительное образование, а об одной ставке преподавателя. И это —
принципиальный момент. Хорошие реформы должны завершаться эффективным
контрактом государства с врачом, учителем или чиновником. Без этого
общество всегда будет бояться любых реформ, и совершенно справедливо». |